Поиск по этому блогу

четверг, 23 октября 2014 г.

6 класс урок 9

6 класс урок 9.

Презентация для учителя: 6 класс урок 9


Было время, когда компьютеров просто не было. И вся информация хранилась в разных формах, но большая часть - на бумаге. А бумаги удобнее хранить не вперемешку, а разложив по папкам. Внутри папки бумаги обычно складывают по файлам. Аккуратно сложенные бумаги - так, чтоб можно было быстро найти нужную - представляют собой систему.

Времена изменились. Мы храним множество различной информации в электронном виде. Вид - электронный, а названия остались старые...

Давайте вспомним, что мы знаем о файлах? Во-первых, что такое файл?


Правильный ответ - "Имеющая имя область данных на носителе информации". По буквам получается NTFS. Что это такое? Это одно из названий файловой системы.



Мы сравнили два наиболее часто используемых вами на домашних компьютерах варианта файловых систем. На самом деле их намного больше. Если хотите знать больше, прочитайте об этом. например, здесь.

Вспомним, что мы называем именем файла.

Почему целый список символов нельзя использовать в имени? Все очень просто: у этих символов есть другие задачи, и если бы компьютер начал читать название файла, например, с символом "*", он пришел бы к выводу, что имя файла - неизвестно, ведь этот символ заменяет любое количество других элементов. т.е. файл abc*.doc с точки зрения компьютера может называться и adcdef.doc, и abc123.doc, и даже просто abc.doc... Так какой же файл ему, бедному, открывать? Чтоб не попасть в такую ситуацию, компьютер просто не дает вам сохранить файл с неправильными символами в имени.



Вспомним, что мы знаем о расширениях файлов.


Поставьте в соответствие каждому типу файла соответствующие расширения, сопоставив номер типа и букву расширения. Например, если вы считаете, что звуковой тип файлов это bmp, jpg, gif, тогда на первое место надо ставить букву Е. Если считаете по-другому - ставьте другую букву.

Проверяем:

Дома мама вас зовет по имени. А в официальных документах пишут ваше полное имя. У компьютерных файлов тоже есть полное имя. Вспомним, что это такое...

Выполните задание и объясните свой выбор. А теперь - проверяем.



Как мы уже сказали в начале урока, файловые системы нужны для обеспечения доступа к файлам. А какими они бывают?


Придумайте по одному собственному примеру одноуровневой и многоуровневой файловой системы.

Навигацией - передвижением по файловой системе от папки к папке, от диска к диску, до самого нужного файла - в компьютерах занимаются Файловые менеджеры.


Это пример наиболее часто используемых менеджеров. Кто знает другие варианты? Для желающих узнать больше - "Файловые менеджеры" в Википедии и "Сравнение файловых менеджеров" в Википедии

А теперь - домашнее задание:

Дополнительное задание:

Рассмотрите две картинки ниже. Перед вами файловая система времен DOS и файловая система Windows. Обратите внимание: "начальство" в этих файловых системах разное. В первом случае самый главный - жесткий диск. Во втором - рабочий стол. Как ты думаешь, почему?











вторник, 14 октября 2014 г.

6 класс урок 8

Операционные системы

Презентация к уроку: 6 класс урок 8

Мы начинаем изучать новую тему, и наш урок сегодня посвящен операционным системам.
Что же это такое - операционная система?

Но ведь мы как-то включаем компьютер? Как вы думаете, как решена эта проблема?


Итак, мы теперь знаем, какая важная и полезная программа BIOS. И даже знаем, для чего она нужна. Но тема нашего урока - операционная система, и, поскольку нам удалось все-таки включить наш воображаемый компьютер, мы двигаемся дальше!

В прошлом году, изучая историю вычислительной техники, мы говорили о DOS, "Дисковой операционной системе", которая собственно и была однозадачной. Там нельзя было загрузить игру и быстро переключится на набор реферата, если в комнату входила мама, а вы делали вид, что занимаетесь уроками, а не игрой. Неудобно, правда?

Псевдомногозадачная система - это первые варианты Windows. Вы могли запустить, скажем, проверку диска и текстовый редактор. Но пока вы работали с текстом, диск не проверялся. Проверка продолжалась только при переключении непосредственно к этой программе.

В современных ОС (уже все догадались, что буквами ОС мы заменяем два длинных слова - операционные системы?) можно запустить полную проверку компьютера антивирусной программой, это, как вы знаете, дело долгое. И одновременно с этим - работать в других программах. Например, делать презентацию, вставляя в нее диаграммы из табличного редактора, в котором вы тоже работаете параллельно.

Как пользователь сообщает компьютеру, какую задачу (или задачи) тот должен выполнять? Для этого служит ИНТЕРФЕЙС...


На первом рисунке - там, где черный квадрат с буквами - вы видите текстовый интерфейс. Яркая зеленая отметка в нижней части экрана - место, куда пользователь набирает команды с клавиатуры. И попробуйте ошибиться хоть в одной букве. Знаете, что вам скажет компьютер? В лучшем случае - "Команда не существует или записана не корректно. Попробуйте еще раз."
В худшем - сделает что-нибудь не то, что вы от него хотели.

На втором рисунке вы видите целых два рабочих стола. Это один из примеров графического интерфейса из линейки Mac OS, позволяющий работать на нескольких столах сразу. Вам более знаком стандартный интерфейс Windows - он тоже графический, ведь вы можете выполнять такие действия, как, например, копирование файлов, просто перетаскивая их мышкой.

У многих из вас в мобильных телефонах реализован голосовой интерфейс. Кто-то настроил на своем телефоне функцию "Голосовой набор" - когда вы говорите имя вашего контакта из телефонной книги, и номер набирается. Кто-то использует голосовой поиск в Google. Но если у вас, например, заложен нос или вы шепелявите - устройство с голосовым интерфейсом может вас неправильно понять.

Какие же операционные системы существуют? Известно около 150 различных операционных систем, не считая отдельных версий. С подробностями можно ознакомиться здесь: Список операционных систем . Но мы с вами сегодня посмотрим на три самые популярные в наши дни. И на первом месте...


Следующая по популярности...

И на третьем месте...

Итак, какую систему использовать - каждый решает для себя, а мы подробнее познакомимся с ОС Windows и её интерфейсом.

Номерами 1, 2 и 3 соответственно обозначены Рабочий стол, значки Рабочего стола и кнопка Пуск.


Кто скажет, как называются элементы, имеющие на картинке номера 4,5,6,7?


Это Панель быстрого запуска, Панель задач, индикатор клавиатуры и область уведомлений. Давайте познакомимся с ними поближе.


И только элемент под номером 8 мы пока не обсудили. Что это? И зачем?


Внимание! Если время, установленное на вашем компьютере, сильно отличается от реального времени - на несколько лет, например, вас могут не пустить на некоторые сайты, посчитав вас вирусом.

Но Windows не просто так называется "Окнами" - вы ведь знаете, что именно так переводится название нашей ОС. Пришла пора познакомится с тем, что дало название самой распространенной в мире операционной системе.


Вы не можете знать абсолютно всего. Но если вы используете какую-то инструкцию, а вам советуют посмотреть данные в строке состояния, желательно знать, где это находится. 

Во многих программах да и просто при работе мы постоянно используем диалоговые окна.


Кроме простых диалоговых окон, предлагающих выбрать один вариант действий из нескольких возможных (на рисунке слева) существуют и окна, от настроек которых сильно зависит результат. 
Вот, например, окно печати документа. Что вы хотите напечатать - одну страницу, несколько, или весь документ? Выбор можно сделать с помощью переключателя. 
Печатать с двух сторон листа? Разобрать по копиям - если вы печатаете большой документ в двух экземплярах? Установите флажки так, чтоб выполнить задачу эффективно.
На каком принтере печатать, если у вас подключены несколько? Сколько страниц на одном листе? - выпадающий список позволит выбрать возможные варианты.
Ну а указать количество экземпляров позволит счетчик.


Об этом типе окна говорят не часто, но это - окно, и без таких окон - ни сайт подкорректировать, ни компьютер тонко настроить... Знакомьтесь! Окно редактирования текста! И не путайте с "Блокнотом".



понедельник, 13 октября 2014 г.

6 класс урок 7

Групповая работа удалась достаточно хорошо. Но мелкие недочеты были практически у всех команд.
Итак, работа над ошибками!

Презентация к "6 класс урок 7"

Обращаю внимание учителей, что мы продолжаем писать маркером интерактивной доски поверх презентации...






А теперь - домашнее задание, которое вы выполните в тетрадях, и сдадите мне не на следующем уроке, а уже завтра! Заодно я проверю ваши конспекты по информатике...

Удачи!

6 класс урок 6.

Сегодня мы с вами будем работать в группах.

Капитанами команд (шефами групп) будут те, кто получил оценки 10-12 баллов за предыдущую работу.

У меня в классе таковых оказалось по 6 человек в каждой группе. Т.е. группы были по 3 человека.

Капитаны вызываются в середину класса и выбирают себе в команды сначала каждый по второму игроку, а потом, в обратном порядке относительно номеров команд, по третьему. Т.е. если в первый раз право выбора сокомандника было сначала у капитана № 1, потом у капитана № 2, и т.д., то второго игрока они себе выбирают из оставшихся за партами в порядке: сначала капитан№6, потом капитан № 5, и т.д.

Задание для команд. 

Внимание, капитаны! Вам необходимо так спланировать работу в группе, чтоб каждый из игроков сделал свою часть работы, а вы успели к концу урока не только свести все вместе, но и проверить друг друга.

К последнему заданию программа в среде Скретч доступна по ссылке:
Угадай число!

А для тех, у кого не установлена среда Скретч - прошу: скриншот алгоритма.


6 класс урок 5

В результате проведения первой практической работы выяснилось, что многие шестиклассники по-прежнему делают ошибки в составлении блок-схем.
Проводим работу над ошибками.

Объяснения учителя сопровождаются презентацией:

Презентация 6 класс урок 5

Вниманию учителей: мы работаем на интерактивной доске, т.е. все необходимые построения выполняются в ходе урока прямо поверх готового слайда презентации.

В первом задании "Урока 4" предполагалось, что вы запишите следующие фразы:


  • В НАЧАЛЕ было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог... (Библия)
  • Сила ДЕЙСТВИЯ равна силе противоДЕЙСТВИЯ (закон Ньютона, учебник физики)
  • "ВЫВЕСТИ кого-либо на чистую воду" - фразеологизм, означающий разоблачать кого-либо.
Стоит отметить, что с этим заданием справились почти все.

Во втором задании большинство верно расписало порядок действий. Но практически все забыли о важном, предпоследнем элементе блок-схемы данного алгоритма. По окончании расчетов компьютер будет знать результат. А вы - нет. Почему? Потому, что результат необходимо вывести на экран. (см. 3 слайд презентации)

Во второй задаче второго задания все догадались, что формула - это действие, обозначаемое прямоугольником. Но мало кто обратил внимание на тот факт, что УЧЕНИК знает значения V  и t. Хотелось бы, чтоб компьютеру тоже было что умножить друг на друга. Какие ДВА элемента потеряли пол класса? Ввод и вывод данных. Что необходимо ввести? V  и t. А что вывести? результат умножения или S.

Третья задачка была про робота, который должен собрать ягоды. Он умеет делать не так много действий. Кстати, как называются действия, доступные исполнителю? "Система команд", если вы забыли. Итак: 

1.     Робот должен собрать все ягоды на поляне. Робот умеет выполнять команды:
a.     Видишь ягоду (да, нет)
b.     Идти к ягоде
c.      Взять ягоду


Ну и, наконец, последнее задание. Тут от вас требовалась внимательность и аккуратность.

Если посчитать правильно, то b = 5.


В этом задании при правильных расчетах получается a =  23.

Есть ли вопросы по этому заданию? Если нет - приступайте к выполнению задания из файла:


Блок-схема к последнему заданию перед вами:

Домашнее задание: повторить виды записи алгоритмов.

6 класс урок 4

А у нас - практическая работа!

Скачайте файл по ссылке: Практическая работа - 1

Если вы не видите надписей в двух последних заданиях - вот вам эти задания еще раз:



6 класс урок 3

Предлагаю вашему вниманию ссылку, по которой хранится презентация к данному уроку.

Презентация к "6 класс урок 3"

Вспомним материал, изученный на предыдущем уроке. Расшифруйте текст, заменяя элементы блок-схемы словами, подходящими по смыслу.


Если вы все поняли верно, то у вас должно было получится примерно так:

Теперь поучимся составлять блок-схемы. Рассмотрим самый простой случай - линейный алгоритм.

Почему алгоритмы такого типа называют линейными?
Какого элемента блок-схемы, который мы изучали, здесь НЕТ? Почему?



Блок-схемы надо уметь не только составлять, но и читать. Давайте разберем задание по чтению блок-схемы:


На первом этапе n=0, s=0. Далее мы заходим в зону условий. И дальнейший наш путь зависит от ответов на вопросы в ромбах... Итак:

n>100? - нет. n=0.
Нас отправляют по стрелочке с надписью "нет" к другому ромбу: "n четно?" - да, 0 - четное число. Значит, идем по стрелочке "Да".

Попадаем на действие s=s+n. В данный момент  n=0, s=0, значит, s=s+n=0+0=0 и значение s пока не изменилось. куда идти дальше? А у нас...

Прямоугольник (действие, помним. да?) n=n+1. В наших условиях n=n+1=0+1=1. Итак, теперь n=1, запомним этот факт.

1>100 - это следующий вопрос, на который нам предстоит ответить. Конечно же, нет. И мы понимаем, что ходить нам по этому кругу 100 раз...

Но нас спрашивают только значение s. Как его посчитать?
Смотрите: n=n+1 каждый круг. Т.е. n будет аккуратно изменяться на 1 до тех пор, пока не дойдет до 100.

s=s+n только в том случае, если n четно. Значит, s будет изменяться только 50 раз. как именно?

s=0
s=2
s=2+4 = 6 - внимание! s=s+n, т.е. вы прибавляете к старому значению s новое значение n, и s - это не сумма четных чисел до 100!

s=2+4+6 = 12
s=12+8 = 20...

Итак, первые 5 шагов к нахождению s мы с вами сделали вместе. Кстати, а сколько их надо будет сделать всего - 49 или 50? Почему? На этот вопрос вы ответите дома. И не забудьте посчитать s.

А теперь проверим, как вы усвоили материал!


Если у вас получились ответы 1/3 и "Выражение не имеет смысла" - вы правы.

Ну и, конечно, домашнее задание: